Не могу сказать, что трачу много сил на заботу об окружающей среде, но всё равно вношу свой вклад. Я никогда не кидаю мусор на улице, стараюсь экономить бумагу, выключаю свет в комнатах, когда в них не нахожусь, и воду, когда она мне не нужна. У таких вещей даже есть моментальный бонус — уменьшение квартплаты.
Есть другие простые вещи, которые тоже не требуют усилий: не упаковывать один лимон или связку бананов в пакет — ты же всё равно придёшь домой, порвёшь его и выкинешь. Даже просто купить обычную пластиковую бутылку, но при этом в течение месяца носить её с собой и не покупать другую, экологично. Опять же можно подойти с точки зрения экономии.
Работая в сфере благотворительности, ты так или иначе начинаешь задумываться об окружающей среде. Снижение нагрузки на экологию города — одна из трёх основных задач нашего благотворительного магазина. Восемьдесят процентов вещей, собранных через пункты приёма, мы отдаём нуждающимся, пять процентов продаём, но всё равно остаётся гора ветоши, вещей, непригодных к носке. Переработка текстиля крайне убыточный процесс, но мы всё равно решили этим заняться. На выходе получаются тряпки для пола. Также мы сотрудничаем с фондом «Наследие Севера», они плетут коврики из старых кофт.
Я не одобряю секонд-хенды, потому что их ассортимент ввозят в Россию из Америки и Европы. В таком случае у одежды растёт экологический след: тратятся ресурсы на транспортировку. Я за то, чтобы поддерживать и развивать оборот внутри страны. Этим и занимаются благотворительные магазины: в месяц Charity Shop собирает примерно пятнадцать тонн ненужных жителям Москвы вещей. В среднем человек выбрасывает тридцать килограммов одежды в год. Текстильный мусор, особенно синтетика, один из самых ужасных видов отходов. Масс-маркет — это вещи, сделанные в основном из синтетической ткани. Они стоят дёшево именно за счёт некачественного сырья, ужасных условий труда и низкооплачиваемой рабочей силы.
Продукты покупаю во «ВкусВилле» и в фермерском кооперативе LavkaLavka. Во втором следуют стандартам органического земледелия, а для этого нужно учесть кучу вещей: что курочки едят правильный корм, что у них правильная ширина вольера и в целом они довольны и счастливы. Слышала, что одна ферма не прошла сертификацию, потому что корова была привязана к колышку во время дойки — как оказалось, это негуманно, а для дойки есть специальный аппарат — машина, которая зажимает корову мягкими подушками.
Безотходный образ жизни пока кажется мне недосягаемым. Я считаю, что во всём нужна мера. К тому же пока в нашей стране слабо развита инфраструктура. Когда ты идёшь с пластиковой бутылкой по улице и хочешь её сдать в переработку, возникает вопрос: куда? Даже если ты хочешь помочь природе, не всегда есть возможность.
© Ксения Кригер, директор по развитию благотворительных магазинов Charity Shop